-Никита, скажи, что общего между теми американскими пастухами позапрошлого века и современными молодыми людьми, щеголяющими в ковбойских шляпах? Ведь и тех, и других принято называть ковбоями.
-Крайне мало. Я вообще не понимаю, как человек, не ездящий верхом, может называть себя ковбоем. Хотя встречал таких людей. Они ходят по городу в рабочей одежде — кожаных штанах-чапсах (от англ. chaps – отрезанный), плаще-пыльнике, сапогах со шпорами, а дома, на стене, у них висят ковбойские седла, но при этом, такие «ковбои» лошадей видели только на картинках. На мой взгляд, их едва ли можно назвать ковбоями. Но это мое личное мнение. Быть ковбоем – это значит придерживаться стиля, кодексов поведения, любить животных и быть в некоторой степени шоуменом. Ведь современный Вестерн – это в большей степени шоу (если не принимать во внимание реальных крестьян-трудяг на фермах США. Очень важно не только внешне соответствовать стилю, но и иметь внутреннее содержание: знать историю, прикладные рабочие моменты, основу работы с животными (в нашем случае с лошадьми). Но и, конечно же, как ковбоев прошлого, так и современных ковбоев объединяет дух авантюризма.
-А с чего пошло увлечение вестерном лично у тебя?
-С книг и фильмов. В частности с Майн Рида и его «Всадника без головы», прочитанного в глубоком детстве. Потом я увлекся рок-н-роллом 50-х годов и музыкой кантри. После школы поступил в институт, где на первом курсе создали группу. Играли по московским кабакам, часто со знаменитостями, так как приличных кабаков в Москве тогда было немного. Шляпу я надел курсе на втором института. Так мне было прикольно. И стал носить ее почти постоянно.
-А после этого захотел увидеть лошадь вблизи, покатался в каком-нибудь прокате и понеслось, да?
-Нет, не совсем так. Несколько раз в разных местах садился верхом, пока не попал в Слободино (г. Бронницы). Там я начал ездить верхом и даже работал инструктором.
Но самое главное – образы из книг и фильмов становились с каждым разом все ближе. Я начал одеваться в правильную для моего стиля одежду, оказавшуюся безумно удобной в конюшенном использовании. Но чего-то не хватало. Строевое седло – это строевое седло. И никуда ты от него не денешься. Весной 1999 года я обзавелся ковбойским седлом.
-И потом, к своему седлу тебе захотелось обзавестись своей лошадью?
— Желание обзавестись собственной лошадью появилось все-таки раньше. Останавливал страх не справиться с частным коневладением. Ведь это прежде всего большая отвественность – мы в ответе за тех, кого приручаем. А лошадь куда более беспомощна, чем, например собака или кошка, так как из-за своих габаритов не может просто так обитать на воле в полях Подмосковья. Ей нужен дом!
Но… лошадь все-таки появилась у меня – правда примерно через год. К тому времени я ушел из Слободино и сидел тихо мирно на своей постоянной работе госслужащим, изредка выбираясь на прокатные конюшни. Зато, именно в этот момент мне пришла в голову идея о создании сайта, посвященного ковбойской теме. Облазив кучу сайтов в Рунете, не нашел ничего, чтобы касалось ковбойской езды и т.п. Все, что находилось – было посвящено тряпкам и фильмам, реже книгам. Все полезное было на англ. языке. Так появился первый «Путь Ковбоя». Он был запущен в сеть весной 2001 года. В 26-го апреля 2001 года я стал коневладельцем.
-Расскажи по подробней о том, почему ты выбрал именно эту забавную лошадь, цвета заката? (Для справки. Кобыла Никиты – редкой, рыже-чалой масти,издалека выглядит розовой)
— Сам по себе процесс покупки прошел очень смешно. Несмотря на то, что мне были известны все правила покупки лошади, я сделал все классические ошибки, которые только можно было сделать: приехал в первую попавшуюся конюшню, без ветеринара, толком без должного осмотра и выбора купил первую попавшуюся лошадь. Вот! Не делайте так никогда (смеется).
Я ехал покупать пегую кобылу 163 см в холке, которой был год. На конюшне я был несказанно удивлен, когда вместо ожидаемого, обнаружил в деннике нечто розового цвета.
— Это пегая кобыла?
— Да!
— Не смешите меня… в каком месте она пегая?
— А какой, по-вашему, она масти?
— Да какой угодно, только не пегая…
— Ну… это вам решать…
— ?!
Захожу в денник. Лошадка приподняла голову. Посмотрела на меня и встала.
— Ээээээ… Я похож на идиота?
— А в чем дело?
— 163 см – это мне должно быть по подбородок, а она едва мне до груди доходит.
— Так она вырастет.
— Зачем было тогда писать в объявление, что она 163?
Во время диалога жеребенок подошел ко мне и принялся вылизывать руки. Взгляд говорил: «Возьми меня, плохо мне здесь».
— Ну…эээээ… ладно. Выведите на плац. Поглядим что с ногами. Пусть на корде побегает.
Жеребенок оказался целым, кашлял немного, но в таком возрасте кроме врожденного практически все лечится. После некоторых колебаний кобылка была куплена.
— Ветсправку дайте – везти же надо.
— Да пожалуйста. А вам какую? Вот есть на гнедого мерина…
— Рехнулись… это же кобыла рыже-чалая. Какой же это мерин?!
— Другой нет.
— Ну, черт с вами. Давайте. Все лучше, чем совсем без документов ездить. Давайте договор писать о купле-продаже.
— Хорошо, вам какую кличку писать?
— Как положено!
— А кто ее знает…
— Вы что, клички ее не знаете. Документы есть?
— Нет. Ни того, ни другого.
— Ну… назовите ее Лайза. Будет Лайзой.
Так появилась у меня Лайза. Жеребенок восьми месяцев (это мы примерно определили по зубам).
С этого момента мое мировосприятие стало кардинально меняться. Пришлось даже поменять работу, чтобы обеспечивать финансовую сторону вопроса содержания своей лошади.
-Какой же она оказалась в работе?
-Когда я привез ее на конюшню, где ей предстояло стоять, выяснилось, что у нее была простуда и слабенькое сердечко. Большое спасибо начкону моей первой конюшни и детям, что учились ездить там верхом и помогали. В моменты моего отсутствия они делали все, чтобы Лизка пошла на поправку. За время лечения между мной и кобылкой установились определенные отношения. Не знаю, может ли лошадь испытывать благодарность, но Лизка ни разу меня не пугалась (несмотря на довольно неприятные методы лечения) и не шарахалась от меня. Казалось, что она доверяет мне на все 100%, что бы я ни делал. Я надевал ей на голову дурнопахнущий мешок для ингаляций, и она не сопротивлялась. Надеялся, она мне также позволит работать с ней. Я вывел ее на улицу, чтобы почистить. В этот момент мне пришла в голову идея. «Дай мне ножку,» — сказал я, и моя рука скользнула по передней ноге. Нога согнулась у меня в руке. Она лишь повернула голову и посмотрела на меня. Проделав такое с обеими ногами, решил перейти к задним. И вновь не возникло проблем. В тот день я принял решение ограничиться этим. Повел ее пастись. Тут же обнаружилось еще одно положительное качество. Она не боялась корды, когда та оборачивалась вокруг ноги. Лизка лишь поднимала запутанную ногу и смотрела на меня. Не дергалась, не билась, не бегала – просто смотрела и ждала. Вряд ли она до этого была приучена к корде. Это было что-то внутри нее. Это еще не полная работа в полном ее понимании. Нам надо было установить отношения, понять друг друга, найти точки соприкосновения, построить иерархию. Как это сделать? Черт, у меня была гора переведенного материала, но все то, что я выкладывал на свой сайт для всеобщей пользы, но только тогда я понял, что тонны печатного материала не заменят опыта, а опыта в выращивании жеребят у меня не было. Со взрослой лошадью в некотором смысле проще – сел верхом и давишь волей. Ежели харизма сильная – может и получится. Но здесь был жеребенок. Материал мягкий. Как слепишь, так тебя и будут величать и принимать. Конный мир мал и узок – как говорится, покажи мне свою лошадь, и я скажу кто ты.
Больше всего я боялся сломать это существо. Выход оказался прост и, вместе с тем, сложен – мы должны были рассчитывать только на себя и учиться вместе.
Пройдя через все это, я задаю себе вопрос, прошел бы я еще раз через все. И сам же отвечаю – ДА! Но никому не посоветую брать жеребенка, если он не уверен в своих силах или не может четко формулировать свои цели и нужды.
-Знаю, что многие люди лет до трех даже не подходят к жеребятам. А ты сразу, с такого возраста пытался чего-то добиться от кобылки?
— Работать с Лайзой я решил сразу (вообще, чем раньше начнешь с жеребенком, тем большего можно достичь. Западные тренера начинают порой работу уже с 6 дней после рождения – в это время закладываются мирные взаимоотношения животного и человека) — пусть с земли, но к моменту заездки она будет знать много из того, что нам может потребоваться. Поскольку это была стандартная конюшня, коих много в Москве и Московской области — то и методы работы остались те же. Корду в руки и на небольшой пятачок навозницы. Сразу возникла проблема — Лайзе кардинально не понравилась корда. Лошадка, хоть и маленькая, но достаточно сильная, чтобы выдернуть корду. Чтобы удержаться на кругу мне пришлось «биться» с жеребенком. В общем, работа больше походила на перетягивание каната, нежели на стандартную работу.
Однажды мне это надоело. Бросив в сердцах корду на землю, я, стоя в центре круга, крикнул: «Ну и вали куда хочешь. Хоть убейся на фиг… Давай… рысью, бегом!»
Лайза посмотрела на меня, и… побежала по кругу. Корда волочилась за ней по земле. Нет… она не побежала рысью… это было больше похоже на хаотичные связки разных движений, но двигалась она строго вокруг меня. Я стал работать без корды. Во время занятий учил менять аллюры на голос, чтобы она знала, как это происходит (впоследствии мне это очень пригодилось). Вскоре, стал на спину класть седло, чтобы молодая лошадь привыкала к тому, что у нее на спине что-то лежит и притянуто подпругой (подпругу затягивал так, чтобы седло просто не падало).
-При этом у тебя не было никаких единомышленников, с кем ты мог бы посоветоваться или хотя бы поделиться? Как вообще обстоят дела с почитателями вестерна, как стиля работы с лошадью, сейчас в России? А есть ли у тебя какие-то приятели среди любителей вестерн-езды за рубежом?
Нет, не было никого, кто бы мог бы посоветовать, так как все, кого я знал на тот момент, работали по классике, чего мне кардинально не хотелось. В этом был и плюс – я хорошо знал, чего я не хочу делать со своей лошадью. Остальное – дело техники. Я засел за переводы различных методов работы западных тренеров и открывал для себя новый мир с каждой переведенной статьей. На этом стал строить всю работу с жеребенком. Я сразу отказался от мысли о берейторстве – так как мне не подходили методы работы ни одного из берейторов. В тоже время чутко прислушивался к советам старых тренеров, перекладывая их на нужный мне лад и сочетая с тем, что уже было прочитано.
В России с Вестерном пока тяжело. Не то чтобы глухо, но тяжело. Люди есть — но страна у нас слишком велика, и потому очень тяжело встретиться людям из Кемерово, Новосибирска, Самары и Москвы. Хотя до Самары я все-таки доехал, и это было очень хорошее и продуктивное общение. Кстати Наташа Олмек из Самары также создала сайт посвященный Вестерну но с НХ-уклоном (НХ – natural horsemanship). Но о соревнованиях пока даже и речи быть не может.
Не то чтобы приятели… и отнюдь не любители… Есть люди, готовые помогать развитию Вестерна в России. Это и тренер Валерия Эммс, которая консультирует у меня на сайте. Человек профессиональный и, что особенно важно, говорящий по-русски. Она может донести информацию без искажений, поскольку знает тонкости, которые могут ускользнуть от меня, как человека делающего перевод материала, но не всегда имеющего возможность в непонятном месте опереться на опыт.
И Елена Гайотти – которая очень помогла мне с материалами для выставки «Эквирос», а также некоторыми консультациями по применению НХ-работы в Вестерне.
За их бескорыстное участие и помощь им огромное спасибо. Глядишь – так и вырастет Вестерн в России (смеется).
-Проходят ли в России какие-то соревнования по вестерну? Видел ли ты вживую такие соревнования где-либо? Что можешь о них рассказать?
О соревнованиях говорить пока рано. Как-то в конце девяностых появились люди, которые задумали идею о соревнованиях в стиле Вестерн. Даже провели их вБитце. Я там был – это было забавно. Нет… я ни в коем случае не хочу обидеть. Это все-таки было – начало. Просто тогда собрались профи классического конного спорта и на классической английской амуниции пытались проделать то, что делают ковбои на соревнованиях по рейнингу (ковбойская выездка) и скачкам вокруг бочек. Выглядело очень смешно. Начнем с того, что согласно правилам родео – любые соревнования по вестерн-дисциплинам проходят только на амуниции вестерн. Одежда также регламентируется жесткими правилами. Следующее – глупо полагать, что лошадь, едущая Малый или Большой Приз, может выполнять элементы вестерн езды. Это разные вещи, причем в некоторых моментах кардинально. Комплекция, стать и физическая подготовка также имеет большое значение, так как многих элементов вестерна в классике никогда не встречается. Спортивный вестерн основан на естественных движениях лошади в дикой природе. И головокружительные динамичные повороты, резкие скользящие остановки и развороты на 180 градусов – все это лошади делают сами, человек лишь оттачивает технику движений применительно к его работе.
-Бывают ли какие-то шоу с вестерн уклоном? Какие элементы выполнялись в вашем номере на вечернем шоу в рамках «Эквироса»?
Современный вестерн сам по себе – шоу. Этой идеи посвящены все соревнования в этом стиле. В США родео – это одно из самых зрелищных и оплачиваемых мероприятий.
К нашему сожалению, мы не показали ничего из того, что называется спортивный вестерн, так как это не сочли достаточно зрелищным (но к более динамичным вещам наши лошади не готовы пока физически). Потому мы предложили зрителям некую тематическую зарисовку с банальным названием «Однажды на Диком Западе», в которую заложили незамысловатый сюжет, где два ковбоя, поспорив, в итоге стреляются на дуэли. Поскольку это была тематическая зарисовка, мы включили следующие элементы ковбойской атрибутики:
Аркан (кстати, здесь мне удалось впихнуть спортивный элемент – на галопе я выписываю восьмерку, где в середине Лайза делает, так называемый, flying change – летящую менку ног. Но прокомментировать это было некому, потому все обратили внимание лишь на то, что аркан мы ни на что не накидывали).
Работу с кнутом (тут на заключительном выступлении нас немного подвел конь, на котором выступал Денис, выбивая у меня из руки перо. Конь отвлекся на яркие огни ресторана и чуть было не уронил Дениса, когда тот стоял на седле. Номер с кнутом оказался смазанным).
И финальный элемент – проездка с флагом – этот элемент является чуть ли не обязательным на всех шоу в Америке. Правда в нашем номере мы использовали флаг Конфедерации времен войны Севера с Югом, подчеркивая тот факт, что настоящие ковбои – выходцы с южных земель. Что сказать… для нас это было впервые – выступать на подобного рода шоу. Не все шло гладко. Мы и наши лошади очень волновались, но с задачей, в общем и целом, мы справились. Пусть нас не судят строго зрители.
-Что ты о можешь сказать об организации «Эквироса» в этом году? Насколько посетители выставки интересовались вестерном? Доволен ли ты сам своими семинарами и выступлением на шоу? Насколько важно для развития вестерн тематики в конном мире России ваше участие в крупнейшей русской конской выставке?
Организация на высоте. Разумеется, всегда есть к чему стремиться, но с каждым годом выставка становится все интереснее и динамичнее. Спасибо Дирекции Эквироса за предоставленную возможность представить что-то новое.
Мы представили новый продукт – Вестерн. И интерес к этому направлению поразил нас самих. В какой-то момент я начал жалеть, что не заказал большепечатной рекламы, так как нам ее не хватило в итоге – все кончилось еще до закрытия выставки. В рамках нашего пребывания были прочитаны два семинара: по стилю вестерн, и конной амуниции. Что сказать? Предстоит еще очень долгий путь. Людей надо образовывать – еще очень сильны стереотипы и ассоциации о том, что ковбой скачет галопом по полям и убивает плохих ковбоев из пистолетов, которые даже перезаряжать не надо. Это и показали семинары. Многие разочарованно покидали места, когда я говорил, что мы не будем показывать им перестрелок и скачек на необъезженных мустангах, а покажем вдумчивую и правильную работу с лошадью, где нет места методам обламывания и избиения животного, и лошадь воспитывается не как раб, а как партнер в работе. Важно или нет наше участие – пусть принимают решение посетители выставки. Мы сделали попытку изменить представление о Вестерне в корне. Если нам эту удалось хотя бы на 10-15% — это уже положительный результат. Мы в итоге научимся. Просто нам всем нужно время, прежде чем на смену невежеству придет знание и опыт. * «Никита на семинаре» *
Что еще хотелось бы отметить на выставке – так это работу организаторов, которые чутко реагировали на меняющуюся ситуацию и подстраивали работу под вновь появляющиеся требования, сотрудников охраны «Родон» — молодцы ребята, а также ветеринарную службу выставки.
Ветеринарам вообще наша особая благодарность за их чуткость и профессионализм в случае с нашим эмфиземным конем, у которого случился приступ. Действия врачей были на высоте. И огромное им спасибо, за то, что все время выставки они контролировали состояние коня.
-Какие дальнейшие планы? Какие-то мастер-классы? Проекты в вестерн-стиле? Конюшня?
Ну… планов – громадье! Я знаю чем заниматься и как этим заниматься… сайт надо развивать дальше. Работа с лошадью продолжается, а значит, будут и новые статьи по работе. Про мастер-классы пока говорить рановато, но шаг первый сделан, думаю, что интерес к России появится и у западных тренеров. Тем охотнее они будут откликаться на приглашения показать здесь что-то из их умений. Появятся и ученики.
Говорить от конюшне тоже рано, хотя в моих планах есть и такое. Вопрос один – финансовый. Денег на это нужно немало, а готовых спонсоров пока маловато.
Что делаем из реального – так это раз в год под Можайском проводим большую тематическую игру, где на неделю погружаем клиентов прокатной базы в реалии ковбойской жизни. * «ковбои» * Людям нравится. Игра проводится уже четвертый год, и желающих на нее попасть с каждым годом все больше. Доходит до абсурда, когда запись на игру в последнюю неделю июня начинается в декабре-январе. Во время игры удается заложить в головы обычных людей некоторые основы истории и ознакомить с историческими персонажами данного периода. Остальное заинтересованный человек найдет сам. Сама программа с каждым годом становится все интереснее, так как люди уже имеют определенный базис и готовятся к программе все основательнее. Так интерес к Вестерну в России и зарождается.
И мы находимся у истоков. А наш Путь Ковбоя лежит дальше. (смеется)